Как установить раздвижные ворота своими руками

Ворота — неотъемлемая часть ограждения гаража, частного домовладения, дачи. Они выполняют практическую функцию — открывают въезд, эстетическую — их внешний вид должен соответствовать общей архитектурной стилистике, и должны быть удобными для хозяев, ведь пользоваться воротами предстоит ежедневно.

Популярными в последние годы стали раздвижные (откатные) ворота. Причем сделать их своими руками не так уж сложно.

Раздвижные ворота
Раздвижные ворота

Если есть понимание принципа их действия, навыки работы с металлом, хороший инструмент и желание, – все получится!

Основные сведения о раздвижных воротах

Отличие раздвижных ворот от распашных — раскрытие створок вдоль забора, параллельно ему. Откатная конструкция идеальна в условиях ограниченного пространства, так как экономит полезное пространство. Площадь участка, которая понадобится для установки раздвижных ворот, равна только габаритам двигательных механизмов.

Устройство и принцип работы

Раздвижные ворота бывают рельсовыми или роликовыми (консольными). Рельсовую конструкцию сейчас уже не делают в силу того, что она устарела и ненадежна. Мы рассмотрим устройство роликовых ворот.

Их принцип работы очень прост: дверное полотно открывает проем для проезда, отодвигаясь в сторону вручную или с помощью электродвигателя.

Движение осуществляется при помощи направляющего элемента в нижней части ворот по роликовым тележкам, прикрепленным в основании.

Привод откатных ворот
Привод откатных ворот

Технические характеристики

Что нужно учесть перед монтажом раздвижных ворот:

  • общую массу конструкции;
  • прочность крепления роликовых тележек;
  • сопротивление полотна ветру;
  • шумоизоляцию;
  • какое усилие придется прилагать, если придется открывать/закрывать ворота вручную;
  • сопротивляемость к ударам.

Типы конструкций раздвижных ворот

Роликовые откатные ворота могут состоять как из одного подвижного полотна (моноширма), так и из двух, которые открываются синхронно в разные стороны.

Устройство моноширмы: сбоку от проема устанавливаются роликовые направляющие (еще их называют тележками или консольными опорами). Двигающаяся часть ворот скользит по этим роликам, открывая проем.

Верхняя перемычка между стойками опор не нужна, но ограничение такой конструкции в высоту — 2 метра. Обустроить моноширму своими руками возможно: комплектующие есть в продаже.

Двойные синхронные раздвижные ворота требуют установку двух опорных фундаментов и верхней балки, которая играет роль направляющей для верхних дополнительных роликов. Ограничение по высоте также 2 м.

Второй вариант сейчас делают крайне редко, поэтому мы рассмотрим самостоятельное изготовление моноширмы.

При соблюдении всех рекомендаций и подходящих условиях прослужить раздвижные ворота могут около 20 лет.

Достоинства и недостатки

Плюсы установки откатных ворот:

  • такие ворота невозможно открыть несанкционированным способом. Это надежная защита от проникновения;
  • экономят полезную площадь участка, берегут машину от случайного повреждения при внезапном открывании;
  • выпавший накануне снег не помешает открыванию ворот: они устанавливаются на высоте от 10 см от земли;
  • ролики находятся внутри балки, механизмы защищены от грязи, поэтому откатывать ворота легко даже вручную;
  • правильно сделанные фундамент и конструкция позволяют выдерживать даже сильные порывы ветра.

Минусы:

  • установить раздвижные ворота получится только на ровном участке. Сторона, в которую они открываются, должна быть без уклона;
  • требуется свободное пространство со стороны, куда раздвигаются ворота. Их невозможно сделать в условиях ограниченной ширины проема;
  • не обойтись без заливки надежного фундамента из железобетона.

Делаем раздвижные ворота своими руками

Если вы имеете навыки работы с металлом, можете правильно сделать замеры, создать проект или чертеж от руки, владеете необходимыми инструментами, а самое главное — желанием и временем, вы можете сделать откатные ворота самостоятельно.

Как выбрать размеры откатных ворот
Как выбрать размеры откатных ворот

Схемы и чертежи раздвижных ворот

Они необходимы, чтобы заранее рассчитать количество материала и комплектующих. Чертеж необязательно должен делать в специальной программе, достаточно будет эскиза на бумаге.

За основу вы можете взять один из имеющихся в свободном доступе чертежей и адаптировать его под свои размеры.

  1. Сначала определяемся с шириной проема. Необходимо учесть габариты машин, которые будут въезжать во двор, и заложить дополнительно 30-50 см с каждой стороны при перпендикулярном въезде. Если же заезд предполагается под углом, закладываем плюсом по 45-75 см. Помните также, что европейский стандарт ширины — 4 м, многие производители выпускают детали именно под этот размер.
  2. К получившейся ширине добавляем еще 20 см. Это будет «нахлест» ворот на забор, чтобы в закрытом состоянии между ними не было щели.
  3. Высоту створки рассчитывают исходя из того, что сверху она должна быть вровень с забором, а снизу оставляют зазор как минимум в 10 см. Еще высота ворот зависит от размеров рамы и ширины нижней направляющей.
  4. Учитывайте, что забор со стороны раздвижной створки должен быть в 1,5 раза длиннее самой створки.
  5. Не забудьте про противовес. Этот элемент будет удерживать полотно в строго горизонтальном положении, не позволяя ему «заваливаться».

Необходимые инструменты и материалы

Из инструментов вам понадобятся:

  • сварочный аппарат и пачка электродов 3 мм. Подойдет даже бытовой, главное, чтобы ток был не менее 130А;
  • болгарка, запас отрезных кругов;
  • уровень;
  • молоток;
  • шлифмашинка;
  • шуруповерт либо заклепочник, саморезы или заклепки — примерно 200 шт;
  • кисточки.

Необходимые материалы:

  • трубы различного сечения для сварки каркаса (количество рассчитывается индивидуально, согласно чертежу). Как правило, используют трубы 50*50, 60*40 для внешней части каркаса, 40*20 для ребер жесткости;
  • швеллер 16-20 см и длиной ½ ширины проема;
  • арматура не менее 10 мм — примерно 15 м;
  • профлист, поликарбонат, вагонка, любой другой материал, для лицовки полотна;
  • песок, щебенка, цемент для литья фундамента;
  • комплект фурнитуры для раздвижных ворот (продается комплектами, предназначенными для ворот различных габаритов и массы);
  • грунтовка (в т.ч. автомобильная противокоррозийная), краска, растворитель;
  • герметик.

С материалом для облицовки раздвижных ворот необходимо определиться еще на стадии проектирования. Металл, дерево, поликарбонат имеют разную массу. От общей массы конструкции зависит выбор комплектующих.

На что обратить внимание при выборе комплектующих:

  1. направляющая нижних роликов должна быть изготовлена из очень прочного металла. Лучше всего, если это сталь толщиной от 3,6 мм, тогда ей не грозит сильный ветер и деформации;
  2. подшипники роликов — только из металла. Пластиковые уменьшают шумность, но менее надежны, их придется скоро менять;
  3. также проверьте, достаточно ли смазки на подшипниках, иначе раздвижные ворота начнут скрипеть через короткое время;
  4. толщина верхней скобы, которая фиксирует створку сверху, должна быть не менее 4 мм. Ролики, которые устанавливаются сверху, могут быть резиновыми: так они не поцарапают каркас;
  5. металл, из которого сделаны улавливатели, должен быть не тоньше 4 мм. Швы должны быть крепкими, надежно сваренными.
Установка столбов
Установка столбов

Установка стоек

Опорные столбы — одна из основных частей, которая держит на себе всю раздвижную конструкцию. Опорные столбы могут быть изготовлены из бруса, металлической трубы, бетона или кирпича.

Самый надежный вариант — бетонные глубиной от одного метра. На заглубление стоек влияют свойства почвы, точка промерзания, климатические условия региона.

Учтите, что на каждый неметаллический столб нужны по три стальные закладные, к которым будут привариваться улавливатели и поддерживающая шина. Они устанавливаются в 10 см от проема.

Металлическая труба и деревянный брус устанавливаются в пробуренные ямы, засыпаются щебне-песчаной смесью и тоже должны быть забетонированы.

Обустройство фундамента раздвижных ворот своими руками

Со стороны отката ворот необходимо вырыть яму длиной в половину ширины проема, шириной 40 см, глубиной на 20 см ниже точки промерзания почвы — примерно 1,5 м.

К швеллеру шириной не менее 16 см привариваются пруты арматуры длиной 120-150 мм: с внутренней стороны полок по 4 шт с каждого конца на расстоянии 20-30 см, чтобы получились «ножки», а вся конструкция была похожа на скамейку. Для прочности ножки по периметру обвариваются нарезками арматуры через каждые 0,4-0,5 м.

Устанавливаем обваренный швеллер «ножками» вниз в подготовленную яму так, чтобы верх совпадал с уровнем дорожного покрытия в месте заезда. Если покрытия еще нет, учитываем его запланированную высоту.

Бетонируем фундамент, оставляя «спинку» швеллера снаружи. Фундамент должен выстаиваться не менее 7 дней, а в идеале — месяц.

Если вы делаете раздвижные ворота с электроприводом, не забудьте перед заливкой проложить кабель.

Изготовление основных элементов

Каркас основного полотна ворот сваривают из труб не менее 50*50 мм. Делать это нужно на строго горизонтальной плоскости, в противном случае, раздвижные ворота «поведет».

  1. Разложите на площадке бруски по контуру, проверьте уровень.
  2. Нарежьте трубу под необходимые размеры: 2 отрезка — нижний и верхний профиль, 2 отрезка — боковые профили, 1 отрезок — профиль противовеса.
  3. Точечной сваркой зафиксируйте трубы, проверьте диагонали рулеткой, они должны быть одинаковы. Проверьте углы угольником. Если отклонений нет, можно фиксировать сплошным герметичным швом.
  4. Сделайте ребра жесткости. На их изготовление можно взять трубу меньшего сечения. Ребра жесткости идут, как правило, вертикально и горизонтально посередине конструкции, дополнительно по одной из диагоналей. Также сначала закрепите их точечной сваркой, проверьте углы. Убедившись, что все в порядке, делайте герметичный шов.
  5. Отшлифуйте швы, зазоры между каркасом и ребрами жесткости замажьте герметиком.
  6. Загрунтуйте и покрасьте каркас полотна раздвижных ворот.
  7. После высыхания дрелью высверливаются отверстия под саморезы или заклепки, и каркас обшивается выбранным материалом.

Монтаж конструкции

Чтобы соблюдать траекторию движения ворот, делаем осевую линию: поперек заезда на высоте 15-20 см над землей натягиваем шнур. Расстояние от шнура до столба опоры должно равняться ширине полотна.

Тележки стараемся установить как можно дольше друг от друга: нагрузка на подшипники будет меньше.

  1. Первый откатной ролик устанавливают на расстоянии 15 см в сторону отката. Так он не будет выступать на проезжую часть.
  2. Устанавливаем второй ролик. От длины полотна ворот (с учетом противовеса) отнимаем 1 м. Откладываем от принимающего столба значение, которое получилось. Здесь будет внешняя граница второго ролика (тележки).
  3. Надеваем раму на тележки, выставляем ее по уровню. Точечной сваркой прихватываем платформы роликов к швеллеру. Пробуем прокатить полотно от одной крайней точки до другой. При затруднении сбиваем платформы, корректируем их положение.
  4. К опорному столбу привариваем пластину с верхними роликами, крепим их так, чтобы с обеих сторон от створки ворот до них оставался зазор 2-3 мм.
  5. Накатной (концевой) ролик вставляем и привариваем/крепим болтами нижний улавливатель. Он монтируется примерно на 3 мм выше направляющей накатного ролика.
  6. При закрытых воротах отмечаем расположение верхнего улавливателя. Привариваем его на высоте 170-180 см.
  7. По окончании монтажа еще раз проверяем, регулируем работу ворот. Направляющую с торца закрываем заглушкой.

Правильно выполнив всю последовательность действий вы получите надежные, крепкие, удобные раздвижные ворота.

Установка такой конструкции своими руками — это сэкономленные деньги, качественные комплектующие, надежный монтаж.

Adblock
detector