Монтаж откатных ворот для дома своими руками

Самым распространенным типом ворот являются распашные, они очень просты конструктивно, надежны и дешевы. Откатные ворота с момента их появления на рынке были дорогими, и поэтому не были так распространены.

Откатные ворота в частном доме
Откатные ворота в частном доме

На сегодняшний день появился большой ассортимент доступных и надежных материалов, которые значительно снизили стоимость откатных ворот.

В продаже имеется множество комплектующих деталей, чтобы можно было осуществить монтаж откатных ворот своими руками.

Эти ворота давно пользуются большой популярностью на западе. Их основная особенность – они не требуют дополнительного пространства для открытия, створка заезжает параллельно забору. Они могут открываться автоматически и вручную, причем эти особенности не сильно влияют на конструктивную часть самих ворот.

Так же их особенностью является отсутствие верхней и нижней направляющих. Они ездят по одной консольной балке, прикрепленной к полотну ворот, и поэтому они не ограничивают по высоте въезжающий на территорию транспорт. Ворота одинаково надежны и практичны для частного дома и для предприятия.

Но прежде, чем решиться осуществить монтаж ворот на своем участке, необходимо убедиться, что для открытия створки ворот хватит места. Забор, параллельно которому будет заезжать створка, должен быть ровным, его длина должна быть не менее 1,5 размера, задуманной длины ворот.

У нас имеется наглядная и простая инструкция для сборки откатных ворот своими руками.

Выбор материала

Конструкция откатных ворот состоит из четырех основных элементов: ворота или створка ворот; опорные стойки, которые служат для удержания всей конструкции ворот; консольная балка или направляющая; электропривод с комплектующими.

Необходимый материал для откатных ворот:

Чтобы ворота получились качественными и аккуратными, рекомендуется купить необходимые комплектующие в специальном супермаркете или заказать по интернету. Это гораздо упростит сборку новых откатных ворот своими руками.

Комплекты для ворот бывают трех типов. Все зависит от длины будущих ворот: малый – длина до 4-х метров и вес створки не более 0,4 т; средний – длина до 6 м и вес створки не более 0,6 т; большой – длина свыше 6 м и вес свыше 0,6 т. Все комплекты включают в себя одинаковое количество комплектующих.

  1. Каретки роликовые – 2 шт. (для движения направляющей)
  2. Уловитель для створки нижний и верхний – 2 шт. (для дополнительной прочности в запертом состоянии).
  3. Планка с поддерживающими роликами – 1 шт. (удерживает верхнюю часть створки при движении).
  4. Ролик накатной или концевой – 1 шт. (для удобной фиксации ворот).
  5. Заглушки на направляющую – 2шт. (для закрытия направляющей от лишнего мусора)
  6. Направляющая 6 м.
  7. Электродвигатель с наличием зубчатой рейки, проводки и системы автоматики.
Схема откатных ворот
Схема откатных ворот

Необходимые инструменты для работы:

  1. Для разметки понадобится нить, отвес и рулетка.
  2. Сварочный аппарат полуавтоматический мощностью 220 Вт.
  3. Лопата, лом и ручной бур для выкапывания ямы под фундамент и для скважин под столбы.
  4. Шуруповерт и дрель для крепежа.
  5. Болгарка для нарезки металла и зачистки швов от сварки.

Для того, чтобы начать  монтаж откатных ворот своими руками, обязательны схема или чертеж. Она не даст вам упустить важные детали и поможет правильно рассчитать необходимые размеры.

Расчет противовеса ворот

Когда размер проема определен, нужно вычислить размер противовеса для будущих ворот: это необходимо для размера фундамента. Существует простая формула – нужно разделить пополам длину проема, т.е. если его ширина будет равна 6 м, то длина противовеса составит 3 м.

При проектировании ворот также необходимо учесть дорожный просвет (расстояние от грунта до нижней части ворот). Рекомендуемая высота просвета – от 10 до 15 см, но этот размер еще может зависеть от высоты фундамента, размеров консольной балки и высоты роликовых кареток.

Установка опорных столбов

Опорные столбы служат для удержания створки ворот в закрытом состоянии. Для начала с помощью ручного бура или лопаты делаем две лунки по ширине будущих ворот глубиной в 1 м. На дно выкопанных лунок засыпаем около 10 см щебня.

Выставляем заранее подготовленные столбы в лунки. Они могут быть металлическими, деревянными, бетонными, кирпичными и т.д. Столбы выставляются строго вертикально с помощью уровня. Затем у основания их укрепляют бетонным раствором.

Лунка делается глубиной не менее 1 м, поскольку глубина промерзания в нашем регионе равняется одному метру. Если этого не сделать, то столбы могут просесть или дать крен.

Фундамент для откатных ворот
Фундамент для откатных ворот

Заливка фундамента

Фундамент необходим для укладки швеллера, к которому в дальнейшем будут приварены роликовые каретки, обеспечивающие движение направляющей ворот.

Со стороны проема во внутренней части двора, в которую будет заезжать створка, необходимо выкопать яму для фундамента. Глубина ямы должна составлять 1 м и равняться по длине половине проема ворот.

Швеллер должен быть шириной в 10-20 см, длина его должна составлять половину длины створки. Далее к швеллеру с нижней части приваривается каркас из арматуры диаметром 10-14 мм. После этого каркас помещается в подготовленную траншею для фундамента и заливается бетонным раствором.

Раствору после заливки необходимо дать минимум одну неделю подсохнуть для набирания достаточной крепости.

Монтаж несущей рамы ворот

Чтобы изготовить раму для ворот своими руками, лучше взять специальную профильную трубу. Для наружного каркаса лучше взять профиль размерами 50*50 мм или 60*40 мм, для внутреннего подойдет профиль 20*40 мм.

Для упрощения работы лучше, чтобы на этот случай была схема будущего каркаса: это ускорит процесс сборки. Профиль предварительно необходимо зачистить от ржавчины и обезжирить с помощью растворителя.

Монтаж каркаса лучше начинать снизу вверх. Для устойчивости конструкции к направляющей привариваются два обрезка профиля по 60 см. Поверх направляющей привариваем профиль для внешнего каркаса с двух сторон прихватками через каждые 50-60 см.

Если ворота будут приводиться в движение с помощью двигателя, то необходимо приварить к направляющей зубчатую рейку.

Профиль приваривается к направляющей в шахматном порядке, во избежание выкручивания каркаса.

Далее привариваем вертикальные рейки наружного каркаса и верхнюю перекладину. Внутренняя часть каркаса приваривается к внешнему каркасу с внутренней стороны, повторяя его контур.

Внутренний каркас должен быть укреплен дополнительно ребрами жесткости: в дальнейшем к ним будут крепиться листы обшивки.

В конце необходимо тщательно зачистить все сварочные швы, проследить, чтобы они были герметичны, прогрунтовать и покрасить все металлические рейки.

Сборка конструкции ворот
Сборка конструкции ворот

Зашивка рамы

Рама может зашиваться любым удобным для вас материалом. Лучше если он будет надежным, крепким и не очень тяжелым, например профлист.

Обшивка крепится к внутренней части каркаса саморезами. Не забудьте предусмотреть в обшивке место для ручки.

Установка ворот

К швеллеру на максимальном расстоянии привариваются роликовые каретки. В верхней части ближней стойки приваривается планка с поддерживающими роликами на высоте створки. Места приваривания роликов должны быть предварительно точно вымерены, как это показывает схема.

К противоположной стойке на уровне верхней и нижней точек ворот привариваются уловители. Нижний уловитель должен быть приварен таким образом, чтобы накатной ролик на конце направляющей с легкостью в него входил. В конце на направляющую одеваются заглушки.

Двигатель для ворот

Для выбора двигателя для откатных ворот своими руками лучше проконсультироваться в специализированных магазинах. Там правильно подскажут, какой двигатель лучше всего подойдет для ваших ворот.

В комплекте с двигателем должна идти специальная планка с местами для крепления зубчатой рейки, с помощью которой направляющая вместе со створкой приходит в движение. Также необходимы провода для подключения.

Если вы хотите, чтобы ворота были автоматическими и управлялись дистанционно с помощью пульта, то дополнительно придется приобрести светодиодные датчики и сигнальную лампу.